“На берегу евреям снять ботинки!
– Обутым неприлично умирать?
Спросил ребенок мать, а та слезинки
Старалась незаметно вытирать.
– Ты не волнуйся мам, я не голодный.
Вчера, кусочек хлебушка я съел.
Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?
Я плавать научиться не успел…
Мам, ты скажи, а умирать не больно?
Я просто упаду и утону?
Или умру от пули и спокойно
И плавно я потом на дно пойду?
Ты за руку возьми меня покрепче,
Чтоб мы не потерялись под водой.
Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.
Мы спрячемся за сильною волной.
На берегу Дуная всем снять обувь!
– Все говорят, кончается война.
Ты видишь мама, в небе белый голубь?
Смотри, а там идет наша волна…”
(Гера Шторм, 2015)
Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50—60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных.Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд.Количество расстрелянных исчислялось тысячами. Точные цифры неизвестны — тела унесла вода…
Идея памятника принадлежит известному режиссеру Кену Тогаю, в жизнь ее воплощал скульптор Дьюла Пауэр. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет 60 пар разнокалиберной мужской, женской и детской обуви — стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды. Все пары обуви — аутентичные копии моделей 1940-х годов.
Этот мемориал произвел такое сильное впечатление на хореографа Владимира Варнаву, что он, совместно с композитором Александром Карповым создали балет “Каменный берег”.
Премьера состоялась 13 мая 2015 года в рамках специальной программы вечера балета, посвященного 70-летнему юбилею Великой Победы.
Ответ очевиден и неожидан одновременно: потому что убийство евреев как нации было то главное, что делал Гитлер и его почитатели.